Авиакатастрофа союзного масштаба: почему о гибели футболистов узбекского «Пахтакора» не сообщали несколько дней
45 лет назад в небе над Днепропетровской областью Украины столкнулись два советских пассажирских самолета.
Маршруты самолетов пролегали над Украиной, полеты контролировал Харьковский центр управления. По оценкам диспетчеров, борты должны были оказаться в единой точке с разницей в три минуты. Однако на самом деле интервал составлял меньше минуты.
Ошибку диспетчеры заметили, и белорусскому Ту-134А велели подняться на высоту 9000 метров, но сигнал принял другой самолет. А белорусский борт продолжил следовать прежним курсом.
А позже на связь вышел экипаж Ан-2, летевший из Черкасс в Донецк, заявив, что «что-то падает с неба»…
Жители Советского союза подробности трагедии узнали спустя годы, потому что дело сразу засекретили. На другой день после трагедии о столкновении самолетов и гибели 178 пассажиров в СМИ не было ни слова.
Но внезапное исчезновение футболистов, игру которых ждали миллионы граждан, не могло остаться незамеченным.
Спустя 2 дня на шестой странице «Известий» под рубрикой спорт появилось краткое сообщение: «Матч Динамо (Минск)-Пахтакор перенесен на более поздний срок».
Затем, 14 августа, белорусские и ташкентские газеты напечатали лаконичное сообщение от Центрального комитета компартии Узбекистана: «Самолет, выполняющий рейс Ташкент-Минск, 11 августа потерпел авиационную катастрофу в районе города Днепродзержинска. Пассажиры и экипаж погибли, в том числе — ряд членов футбольной команды «Пахтакор».
Хотя в СМИ о крушении второго лайнера не говорилось, о трагедии в небе знала практически вся страна.
Спустя девять месяцев с момента аварии двое диспетчеров оказались на скамье подсудимых. Их приговорили к 15 годам колонии.
Один в тюрьме покончил с собой. Второй — освободился условно-досрочно через шесть лет.