Рубль стремительно укрепляется после увеличения ключевой ставки
Утро понедельника 24 июля ознаменовалось стремительным ростом курса рубля. Всего за несколько часов российская валюта окрепла почти на рубль — с более чем 91 до 90,2 RUR/USD.
Многие связывают столь заметное подорожание российского рубля с поднятием ключевой ставки. В минувшую пятницу Центробанк увеличил ее сразу на 1 процентный пункт, и в настоящее время она составляет 8,5% годовых.
Независимые эксперты и экономисты и ранее были уверены, что поднятие ключевой ставки давно назрело и именно эта мера поможет стабилизировать ситуацию на финансово-валютном рынке.
Однако укреплению российского рубля способствовали и другие факторы. Это позволяет сделать вывод о том, что усиление позиций RUR носит не временный, а системный характер.
В первую очередь к ним относится полностью отыгранный «фактор Пригожина». Стоит напомнить, что именно пригожинский мятеж 24 июня стал мощным толчком для быстрого ослабления рубля.
Инвесторы опасались непредсказуемого развития событий и стали массово выходить из российских активов. Масла в огонь подлил и тот факт, что ситуация с Пригожиным разрешилась нестандартно: он получил право уехать в Беларусь вместе со своей ЧВК «Вагнер» — где в последнее время и базируется.
Но через некоторое время стало понятно, что ситуация полностью стабилизировалась. Вагнеровцы находятся в новом месте дислокации, Пригожин по-прежнему осуществляет руководство своей частной военной компанией, Россия продолжает специальную военную операцию на Украине, успешно отражая широко анонсированное контрнаступление неприятеля.
Кстати, последний фактор также оказывает серьезную поддержку рублю. Планы Киева прорвать оборону российских войск в ходе контрнаступления оказались полностью провалены.
Широкая общественность, биржевые спекулянты и инвесторы увидели, что Россия полностью контролирует ситуацию на фронте. Это стало для них мощным сигналом в пользу того, чтобы как минимум не выходить из российских активов, а еще лучше — приобрести их на минимуме цен, воспользовавшись временным удешевлением.
Стоит упомянуть и о таком тревожном для рубля факторе, как резкое снижение нефтегазовых доходов. Западные санкции привели к тому, что Россия лишилась одного из мощнейших источников пополнения бюджета.
Однако ситуация показала, что российская экономика стопроцентно адаптирована к изменившимся условиям. Государство полностью выполняет социальные обязательства перед населением страны, системообразующие предприятия и банки успешно функционируют и получают прибыль, инфляция находится даже ниже ожидаемого уровня.
Кроме этого, власти страны крайне спокойно отреагировали на довольно быстрое ослабление рубля.
Представители Центробанка неоднократно заявляли, что ничего экстраординарного не происходит, а курсовая волатильность будет откорректирована повышением ключевой ставки (как, собственно, и произошло).
Официальный пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков также заявил, что в Кремле не видят решительно никаких проблем из-за снижения курса рубля.
В конечном итоге все вышеперечисленные факторы привели к тому, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась. Правда, курс рубля оказался ниже чем до всех экономико-политических потрясений, но в целом он стабилен и варьируется в районе 90 – 91 рубля за доллар.
Что касается дальнейшего развития событий, то экспертное сообщество склоняется к тому, что в обозримом будущем перспективы у рубля хорошие. Специальная военная операция идет по планам Кремля, внешнеполитических факторов, которые могли бы сыграть против российской валюты, пока не просматривается.
К тому же уверенно набирает силу международная организация БРИКС, созданная во многом по инициативе России и становящаяся мощной силой на политической арене.
На предстоящем саммите в Йоханнесбурге планируется включить в ее состав несколько новых государств, а также предметно обсудить вопрос о введении собственной валюты для расчетов между участниками БРИКС.
Последний фактор не столько оказывает поддержку рублю, сколько в целом работает против американского доллара как главной мировой валюты.
Если такие мощные страны, как Россия, Китай, Индия и другие участники БРИКС откажутся в международных расчетах от использования доллара США, его гегемония может серьезно пошатнуться, а американская экономика столкнется с серьезными вызовами — такими, с которыми ей не приходилось иметь дела в течение как минимум нескольких последних десятилетий.
Эта угроза воспринимается в США более чем серьезно. Не зря высокие американские чиновники, включая помощника госсекретаря по политическим вопросам Викторию Нуланд, уже запланировали визиты в Южно-Африканскую Республику (именно эта страна является хозяйкой предстоящего саммита БРИКС), чтобы заставить местное руководство пересмотреть свои отношения с Москвой.
Однако не факт, что эти попытки американской администрации вбить клин между участниками БРИКС будут успешными. Потенциал этой организации является довольно мощным и у нее хорошие перспективы, особенно с учетом того, какую роль в мировой экономике играют ее ключевые участники — Россия, Китай и Индия.
Если учесть все вышесказанное, российский рубль в скором времени может серьезно окрепнуть относительно доллара, евро и других валют.