Прозрение пришло быстро: Гутерриш обратился к Путину с просьбой возобновить зерновую сделку
Решительный шаг Кремля по выходу из зерновой сделки быстро остудил горячие головы на Западе и заставил их трезво взглянуть на ситуацию с учетом интересов России.
Всего через неделю после прекращения зерновой сделки Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш попросил президента России Владимира Путина возобновить свое участие в данном проекте.
При этом глава ООН предложил вернуться к исполнению черноморской инициативы (это другое название зерновой сделки) в соответствии, как отметил Гутерриш, с его последним предложением Путину. Вероятно, генсек ООН имел в виду письмо, которое он направил российскому лидеру примерно за неделю до окончания срока действия черноморской инициативы.
Как заявил Гутерриш, Российская Федерация и Украина крайне важны с точки зрения обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Так, на долю этих стран приходится примерно треть мирового экспорта ячменя и пшеницы, 20% кукурузы и около половины всех объемов подсолнечного масла.
Выступая на саммите ООН по продовольственным системам, Гутерриш подчеркнул, что он по-прежнему является приверженцем беспрепятственного доступа на мировые рынки удобрений и продовольствия как из России, так и из Украины, и убежден, что каждый человек в мире должен находиться в продовольственной безопасности.
В связи с этим Гутерриш призвал Москву вернуться к исполнению зерновой сделки «в соответствии с моим последним предложением». Генсек ООН заявил, что он призывает мировое сообщество объединить усилия для выработки решений по достижению соглашения.
Гутерриш подчеркнул, что зерновая сделка предоставила широкие возможности для безопасной транспортировки более 32 миллионов тонн продуктов питания, которую осуществляли более тысячи судов, выходящих из портов Украины.
Руководитель ООН отметил, что для глобальной продовольственной безопасности зерновая сделка стала фактически спасательным кругом. Также она способствовала снижению цен на продовольствие, которые по сравнению с максимумами минувшего года уменьшились на 23%.
Речь Гутерриша фактически выглядела как беспрерывные уговоры Путина вернуться к исполнению черноморской инициативы.
Как пожаловался глава ООН, от остановки зерновой сделки больше всего пострадают самые уязвимые, поскольку мировые цены на кукурузу и пшеницу уже начали расти.
Несмотря на причитания Гутерриша, реальных шансов на возобновление черноморской инициативы в настоящее время немного.
Как заявил глава аналитического бюро СОНАР-2050 Иван Лизан, Украина и страны Запада вряд ли пойдут на то, чтобы вернуться к исполнению зерновой сделки на условиях России.
Так, по мнению эксперта, Киев никогда не согласится восстанавливать аммиакопровод Тольятти – Одесса. Как подчеркнул Лизан, с экономической точки зрения Украине было бы выгодно восстановить транзит, но в настоящее время у власти находятся люди, которые предпочитают зарабатывать не на реальных экономических проектах, а на «распиливании» западной финансовой и военной помощи, а также на откровенном мародерстве.
Вероятность выполнения других требований России также стремится к нулю. В частности, отметил Лиман, не просматривается никаких подвижек с подключением Россельхозбанка к системе международных платежей SWIFT.
Эксперт отметил, что этого не желает Евросоюз, поскольку ввести санкции намного проще, чем впоследствии их отменить: процесс требует многочисленных согласований и учета мнений всех стран, входящих в ЕС.
Также вряд ли стоит рассчитывать на возобновление поставок запасных частей, узлов и агрегатов для сельскохозяйственной техники, многие из которых оказались под санкциями как товары двойного назначения.
Поэтому Генеральному секретарю ООН Гутерришу, прежде чем уговаривать президента России Владимира Путина вернуться к зерновой сделке, для начала следует провести переговоры с Вашингтоном и Брюсселем на предмет того, насколько они готовы выполнить требования Кремля, а уже после этого апеллировать к Москве.
Потому что руководство России неоднократно давало понять, что готово к возобновлению черноморских инициатив только после выполнения своих условий. До этого любые уговоры будут бессмысленны.
И это правильно.