ChatGPT предлагает невиданные возможности для оттачивания критических навыков учащихся, считают исследователи


Учение из британского университета Гронингена провели исследование в котором определи роль искусственного интеллекта, как «обучающую».

В то время, как многочисленные боты наподобие ChatGPT получили массу критики со стороны учреждений образования и некоторые считают, что они положат конец «домашним заданиям» по филологическим дисциплинам Эрика Дарикс и Лотте ван Поппель из университета Гронингена предположили, что ИИ поможет повысить уровень критического мышления учащихся.

«Мир, который представляет нам ChatGPT, основан на argumentsum ad populum — он считает истинным то, что повторяется чаще всего. Конечно, это не так: если вы заглянете в кроличью нору отчетов о «галлюцинациях» ИИ, вы обязательно найдете много историй. Нам больше всего нравится, как чат-бот придумал наиболее цитируемую статью по экономике», — пишут исследователи.

Из-за этой коллизии они «согласны» с теми, кто сомневается, что ChatGPT в ближайшее время возьмет на себя «нашу работу по созданию контента, творчеству и проверке фактов».

Среди приведенных аргументов тот факт, что тексты, сгенерированные ИИ, находятся в вакууме: чат-бот не общается так, как это делают люди, он не знает реальной цели текста, предполагаемой аудитории или контекста, в котором он будет использоваться.

Пользователи должны быть сообразительны как в подсказках, так и в оценке результатов. Подсказка — это навык, который требует точного словарного запаса и понимания того, как работают язык, стиль или жанры. Оценка – это способность оценить результат.

Авторы приводят пример: «Представьте, что ваша задача — отреагировать на корпоративный кризис. Вы обращаетесь к ChatGPT, чтобы принести корпоративные извинения. Вы ему подсказываете: Возьмите на себя некоторую ответственность. Используйте формальный язык. Сообщение должно быть коротким».

И здесь по мнению авторов «происходит волшебство».

«Вы сделали свою подсказку, но теперь вам нужно проверить: этот текст выглядит и звучит как корпоративное извинение? Как люди обычно используют язык, чтобы взять на себя или переложить вину? Легко ли читается текст или он скрывает свой истинный смысл за сложным языком? Чей голос мы слышим в извинениях?», — задались они вопросом и конечно же ответили на него:

«Чтобы проверить правильность вашего текста, вы должны знать, каковы типичные черты жанра или стиля. Вы должны знать о стратегиях антикризисного управления. Уровни читабельности. Или как мы кодируем свободу действий в языке (как показало это исследование)».

В академической науке такое знание называется языковым сознанием. Понимание языка имеет несколько уровней: первый — это просто замечание языка (языков) и его элементов. На втором уровне мы можем идентифицировать и обозначать различные элементы, а также творчески манипулировать ими.

«Рассмотрим, например, начало двух версий корпоративных извинений, созданных ChatGPT:

«Мы хотели бы принести глубокие извинения за действия нашей компании…»

«Мы хотели бы принести глубокие извинения за неудобства, причиненные нашими действиями…»

 

Беглое прочтение этих двух сообщений может показаться извиняющимся, но разница в том, за что они извиняются. Один извиняется за свои действия. Другой за последствия своих действий. Эта небольшая разница влияет на юридическую ответственность: во втором случае компания явно не берет на себя ответственность. Ведь они только извиняются за неудобства», — отмечают авторы.

В итоге авторы пришли к заключению, что такие примеры, как приведенный выше, могут заставить людей задуматься о небольших языковых различиях и их значении для общения.

«Прелесть этого в том, что чем чаще мы внимательно смотрим на язык, тем больше мы замечаем, что он делает в общении. Однажды увидев, как работает «фальшивка», вы всегда сможете ее развидеть», — отмечают они.

Таким образом, ученые уверены, что грамотные преподаватели смогут использовать новинки ИИ не только для дополнительного образования студентов, но и для развития их критического мышления.