Science: Жизнь в океане после Великого вымирания возродилась на миллионы лет раньше, чем считалось прежде


Исследователи сообщают, что после самого серьезного известного массового вымирания в истории Земли живые морские экосистемы могли восстановиться всего за миллион лет, сообщают исследователи в журнале Science.

Это на миллионы лет быстрее, чем считалось ранее. Доказательства, которые лежат в разнообразных кладах нетронутых окаменелостей, обнаруженных недалеко от города Гуйян в Южном Китае, могут представлять собой ранние основы сегодняшних обитающих в океане экосистем.

Великое вымирание, или пермско-триасовое массовое вымирание, произошло около 251,9 миллиона лет назад, в конце пермского периода, после серии массовых извержений вулканов.

«Океаны значительно нагрелись, и есть доказательства подкисления, дезоксигенации [вызывающей обширные мертвые зоны], а также отравления», — отметил Рупнарин: «Было много токсичных элементов, таких как сера, попадающих в части океана».

Жизнь в морях пострадала. Вымерло более 80 процентов морских видов. Некоторые исследователи даже предположили, что целые трофические уровни — касты в пищевой сети экосистемы — могли исчезнуть.

Выяснить, сколько времени потребовалось жизни, чтобы полностью восстановиться после всех этих потерь, было непросто.

В 2010 году исследователи, изучающие окаменелости биоты Луопинг в Китае, предположили, что сложные морские экосистемы полностью восстановились в течение 10 миллионов лет. Позже были обнаружены другие ископаемые находки, такие как парижская биота на западе Соединенных Штатов и биота Чаоху в Китае, которые заставили ученых предположить, что морские экосистемы восстановились всего за 3 миллиона лет.

Затем в 2015 году случайное открытие снова сократило разрыв. Палеонтолог Сюй Дай, в то время студент бакалавриата Китайского университета геонаук в Ухане, изучал породы раннего триаса во время экспедиции недалеко от города Гуйян, когда он расколол кусок черного сланца. В скале он обнаружил удивительно хорошо сохранившуюся окаменелость того, что позже будет идентифицировано как примитивный лобстер.

Безупречное состояние членистоногого вызвало серию поездок. С 2015 по 2019 год Дай, который сейчас работает в Бургундском университете в Дижоне, Франция, и его коллеги обнаружили бриколаж окаменелых форм жизни: хищные рыбы длиной с бейсбольные биты. Аммоноидеи в закрученных раковинах. Угревидные конодонты. Ранние креветки. Губки. Двустворчатые моллюски.

В одной из таких поездок внутри биоты Гуйян Дай и его коллеги обнаружили залежи вулканического пепла. Анализ количества урана и свинца в пепле показал, что биота Гуйян содержала окаменелости примерно от 250,7 до 250,8 миллионов лет назад. Датировка была дополнительно подтверждена типами найденных окаменелостей и анализом различных форм углерода в горных породах.

Обнаружение попурри жизни этого возраста предполагает, что морские экосистемы быстро восстановились после Великого вымирания, всего за 1 миллион лет или около того, считает Дай.

Окаменелые латимерии (один из них показан здесь), разновидность костистых рыб, являются крупнейшими макроокаменелостями, обнаруженными в биоте Гуйян

С другой стороны, это может указывать на то, что вымирание не уничтожило целые трофические уровни, считает палеонтолог Уильям Фостер из Гамбургского университета в Германии.

Несмотря на это, кажется очевидным, что эти экосистемы были выносливыми. Из-за движения тектонических плит сообщество, сохранившееся в биоте Гуйян, в раннем триасе располагалось в тропиках. В то время температура поверхности моря составляла почти 35⁰ по Цельсию, и прошлые исследования показали, что многие организмы могли мигрировать, спасаясь от жары. Но открытие биоты Гуйяна бросает вызов этому, говорит Фостер. Морские существа «как-то это терпят, приспосабливаются».

По словам Дая, окаменелости могут свидетельствовать о том, что корни сегодняшних морских экосистем закрепились вскоре после Великого вымирания. «Эти группы связаны с современными рыбами, омарами и креветками, их предками», — говорит он. «Самое древнее время, когда мы можем найти подобные морепродукты, — это [во времена] биоты Гуйян».

Но Рупнарин настроен скептически. По его словам, еще предстоит выяснить, как именно биота Гуйяна соединяется с сегодняшними экосистемами. Комплекс окаменелостей может представлять собой эфемерный коллектив жизни, а не стабильное сообщество, добавляет он, указывая на то, что аммоноидеи и конодонты вымерли.

По словам Дая, дальнейшая работа поможет решить многие вопросы, связанные с биотой Гуйяна. Этим летом он и его коллеги планируют вернуться в поле впервые с 2019 года. Когда его спросили, будет ли он внимательно следить за еще одним лобстером, он отвечает: «Конечно».