Настоящие викинги и не думали о рогах на голове
Представление о том, что северян отличали рогатые шлемы, является убеждением массовой культуры, убеждены ученые Орхусского университета и Музея Моесгаарда.
На самом деле эти аксессуары старше более чем на тысячу лет и их можно найти в далеких друг от друга регионах.
Когда в 1876 году в Байройте должна была состояться премьера «Кольца нибелунгов» Рихарда Вагнера, художник по костюмам Карл Эмиль Доплер подарил многочисленным исполнителям головные уборы, которые сразу же оказали определяющее влияние на дальнейший стиль викингов в культуре – это были рогатые шлемы.
Рогатый шлем вскоре стал типичным опознавательным знаком диких воинов Севера, которые в основном жили в Скандинавии. Голливуд и Астерикс позаботились о том, чтобы с тех пор настоящие викинги, ассоциировались с рогатыми воинами.
Результаты новых исследований этой идиосинкразической формы шлема опровергают миф. Ученые отказывают северянам не только в массовом ношении такой защитной амуниции, но даже в ее изобретении.
Согласно последним исследованиям, рогатый шлем был изготовлен в эпоху поздней бронзы примерно в 1200 г. до н.э. до н.э., в трех отдаленных регионах Европы, что, в свою очередь, открывает удивительные перспективы торговых отношений в ту эпоху.
В 1940-х годах, после обнаружения двух бронзовых рогатых шлемов в болоте близ Виксё на острове Зеландия, датские археологи признали, что викинги, т.е. скандинавы раннего Средневековья, имели мало общего с приписываемой им рогатостью.
При сравнительном анализе находки были датированы между 1100 и 700 годами до нашей эры.
В 2018 году археолог Хайде Вробель Нёргаард исследовала остатки березовой смолы одного из рогов в лаборатории Центра археометрии Курта Энгельхорна в Мангейме с помощью радиоуглеродного метода.
«Это первое надежное датирование органического материала из рога… позволяет исследователям идентифицировать единственные настоящие рогатые шлемы примерно 900 г. до н.э.», — резюмирует Нёргаард в эссе в журнале «Археология в Германии».
При этом она делится последними результатами своего исследовательского проекта, который проводят ученые из Орхусского университета и Музея Моесгаарда при поддержке Национального музея Дании и Национального музея Кальяри на Сардинии.
Всего команде удалось собрать около 200 графических изображений рогатых воинов европейского бронзового века.
«Оказалось, что на Пиренейском полуострове, а также на Сардинии и Корсике рогатые шлемы ассоциируются с атрибутами культа», — сообщает Нёргаард.
Рогатые воины отображались в этих регионах на крошечных бронзовых статуэтках и более крупных петроглифах, а также высоких каменных памятниках, которые размещались в местах поклонения. Воны непременно оснащались мечом, щитом и луком.
Из этого ученые сделали вывод, что эти герои имели связь с ритуальной сферой, ведь «сам шлем следует интерпретировать как центральный элемент ритуального повествования».
Шлемы Виксё, например, с их клювообразными насадками и змеевидными рядами горбов напоминают изображения кораблей. Эти элементы приписывали существам, которые, как считается, обитают между водой и землей. Со временем они принимали все более и более человеческие формы.
Изображения этих существ были размещены в видных местах на Пиренейском полуострове, например, на указателях пути или на границах месторождений меди, самого ценного сырья той эпохи.
Это согласуется с политическими изменениями, происходившими в начале 1-го тысячелетия до н.э..
Лидеры стали отмечать сферы своего влияния или владения. Культовые изображения стали символами власти. Рога на голове означали лидерство и божественную законность.
Уже во второй половине 2-го тысячелетия на Ближнем Востоке встречаются изображения рогатых существ, датированные 1200 г. до н.э.
Они достигли Сардинии и Пиренейского полуострова около 1000 г. до н.э., появившись в Скандинавии только два столетия спустя, в то время как Центральная Европа осталась не затронутой этим событием.
Из этого ученые делают вывод, что знания о рогатых шлемах распространялись не по установленным путям торговли металлом и янтарем, пролегавшим через континент, а по воде.
Судя по всему, уже существовал морской путь через Гибралтарский пролив на север, куда манили, например, важные месторождения олова в Корнуолле. Вполне возможно, что туда отваживались проникнуть и финикийские военачальники.
Викинги же нашли модели своих истинных шлемов в Леванте. Эти так называемые очковые шлемы, которые могли покрывать всю голову и оставляли только отверстия для глаз, имеют сходство с защитой головы ранневизантийских гвардейских войск.
Закаленные в боях северяне, вероятно, были слишком умны, чтобы обременять себя рогами на голове. Это украшение могло стать уязвимым бременем в бою.